1700 миль встречного ветра или перегон яхты Канары - Майорка, часть 1

Яхтенный переход Канары - Майорка

В ноябре меня уволили, и я подумал – какая удача! Наконец-то есть время, чтобы отправиться в большой морской переход. А то с этой работой вечно чувствуешь себя как в клетке – выпросить 3 недели отпуска нереально, как будто мы пишем не софт для мобильников, а строим космический шаттл. Одним словом, увольнение подарило мне возможность, и я решил ею воспользоваться. 

Как будто нарочно пришел спам от испанской компании Viva Charter – им требовалось перегнать яхту с Канарских островов на Майорку. Неплохая цена, приемлемые сроки, я быстро уговорил друзей участвовать в авантюре – и мы купили билеты. Не буду бить себя в грудь и рассказывать, какой я крутой морской волк, но я прикинул, что у нас как раз должно хватить опыта, чтобы преодолеть запланированную дистанцию.

И вот, 1 марта 2015 года мы прилетели на Гран Канарию. Застряв в пробке, вызванной местным карнавалом (ой, это отдельная история, я вообще не сразу понял, где нахожусь – на карнавале или на гей-параде), мы ближе к вечеру добрались до марины Pasito Blanco. Марина грустная – фактически, это не марина, а частный клуб, ни магазина, ни ресторанчика, ближайшая точка, где можно купить хотя бы бутылочку воды – киоск в кемпинге за 2 км от причала. Там тусуют местные хиппи, но это какие-то неправильные хиппи – нам не предложили ни выпить, ни покурить. А, может быть, просто мы еще выглядели слишком «цивильно» – так или иначе, взяв пару банок пива, мы намеревались тихо провести остаток вечера у себя на яхте. Но не тут-то было :)

Вечер перестает быть томным

Только я откупорил банку пива, на яхту явился соотечественник.

– Кто здесь шкипер? – спросил с порога.

– Ну я.

– Как зовут?

– Ну Сергей.

– Что-то я не знаю такого.

Неплохое начало разговора. И дальше понеслось в том же духе. Пришедший «опытный шкипер» поинтересовался, каким маршрутом мы собираемся идти. Узнав, что мы идем через Мадейру, начал натурально выносить мозг.

– Сынок (внезапно! какой я тебе сынок?!), Мадейра – то все хе#ня, надо идти через Марокко, даже если у тебя закончится дизель, там тебя спасут. 

Я пытался возразить, что у нас уже спланирован маршрут, спасать нас не надо, а про Марокко я не слышал ничего хорошего, но «опытный шкипер» возражений слушать не хотел. 

– Сынок, слушай меня, в Марокко будет работать берег, будет бриз, под ним вы и пойдете!

Ага, а еще будут рыбацкие сети и циркуляция ветра как раз закрутится прямо в морду. 

– Сынок, бери воду, а то будете пить кока-колу. 

И так далее. Если кто-то себя узнал, мне жаль. Но каким бы опытным ты ни был, нужно как-то уважать людей, особенно тех, кого «не знаешь».

Полным контрастом выглядело общение с немецким шкипером, который стартовал на яхте Beneteau 45. Там действительно виден опыт: он пригласил к себе на борт, показал подробнейший план своего маршрута (через Мадейру, вот ведь сюрприз!), вместе изучили расписание течений в Гибралтаре. Произвело впечатление, что у немца весь поход был спланирован с точностью до часа: он расписал, где и когда будет, в какую марину и когда зайдет – настоящая немецкая педантичность. Не знаю, сумел ли он вписаться в собственный план, но подготовлся фундаментально. Позже мы встречали его яхту в Катрахене, и в конце маршрута пришвартованную в марине Майорки, но уже пустую – по-видимому, ребята сразу уехали в аэропорт.

Яхта

На следующее утро мы приняли яхту – Beneteau Oceanis 40, 2009 года выпуска. Яхта не «убитая», но ее состояние в целом соответствует году выпуска – список мелких поломок получился в итоге достаточно длинным. Толком не работала трюмная помпа, залипало реле помпы для подачи воды, в кают-компанию проникала вода в месте крепления правой ванты, рыскал автопилот... ну и так далее, к сожалению эти проблемы обнаружились не сразу, а уже в процессе перехода. Кто-то скажет, что надо быть внимательнее при приеме яхты, но мне кажется, это нереально – заметить все мелочи, которые неизменно накапливаются в процессе службы чартерной лодки.

Первый этап: Гран-Канария - Мадейра

Так или иначе, 2 марта в 6 утра мы отчалили. На всякий случай, то ли в шутку, то ли всерьез, я еще раз поинтересовался у команды – не желает ли кто сойти на берег перед началом нашей «безумной авантюры». Желающих не оказалось, и мы отдали швартовые.

Выйдя из ветровой тени Гран-Канарии, мы попали в зону акселерации: ветер бейдевинд, до 30 узлов. Зарифив паруса, взяли курс на северную оконечность Тенерифе. Зону акселерации проскочили довольно быстро, вне ее ветер успокоился до 15-20 узлов – вполне комфортные условия для сейлинга.

Ну и пошли – на утро следующего дня маяк Тенерифе скрылся из виду. Ночью мне на голову полилась холодная водичка – обнаружилась течь в кают-компании в месте крепления ванты. Также оказалось, что рыскает автопилот – включаешь, минуты 2-3 он нормально держит курс, а потом начинает отклоняться влево-вправо с амплитудой градусов 80. Одним словом, пользоваться им было невозможно.

Через несколько дней автопилот мы починили – оказалось, что от контроллера отвалился электрический провод. Мы поставили его на место и автопилот заработал как часы. А вот течь заделать так и не удалось – хотя мы ее пытались закрыть силиконом и накладками из скотча, водичка всё так и капала на голову.

Участок между Канарами и Мадейрой оказался совершенно пустынным. Пару раз видели дельфинов, однажды – китов-пилотов, рядом с Селвагемскими островами были птицы, но ни судов, ни других яхт мы не повстречали.

По дороге обнаружилось, что одна из канистр с соляркой дала течь, и 30 литров топлива вылилось в трюм. Запах в каютах стоял соответствующий. Принялись откачивать – обнаружилось, что трюмная помпа работает кое-как, пришлос ь вспомнить фильм «Не угаснет надежда» и работать ручной помпой. Ну что же, это тоже опыт :)

Тем временем, ветер постепенно менялся с NNE на NE-E, и мы одним галсом шли на Мадейру. По мере того, как ветер закручивался на галфвинд, наша скорость росла – шли 7-7.5 узлов, для этой яхты – неплохо. 

Когда до цели оставалось миль 40, я прилег поспать, а проснувшись, обнаружил, что яхта идет уже не на Мадейру, а на Islas Desertas – цепочку скал чуть восточнее Мадейры. Это рулевой, увидев землю, поспешил взять курс на нее :) Пришлось расстроить рулевого и убедить его, что это еще не Мадейра.

В 19.00 пришвартовались в марине города Funchal – столицы Мадейры. Марина довольно маленькая, тесная и особо не приспособленная для стоянки гостевых яхт.  Мы стали на входе, лагом к какому-то деревянному рыболовецкому суденышку. Но в целом – приемлемо.  Стоимость стоянки – 25 евро в сутки.

В марине обнаружились душ с бесконечной горячей водой, кафе, бесплатный вай-фай и выход в город – что еще нужно для полного счастья?

Вечером явились полицейские и попросили показать документы на яхту и паспорта. Все очень спокойно и доброжелательно. Полистав наши бумаги и лениво поинтересовавшись, нужны ли нам въездные/выездные штампаы, они пожелали нам хорошего пребывания на Мадейре и на этом наше общение закончилось.

Переход составил 320 миль. 

Время в пути – 60 часов.