FAQ по настройке парусов для "чайников"

Настройка парусов чартерной яхты

О тонкой настройке парусов можно рассуждать часами. Это целое искусство, освоить которое можно только на практике. Но в основных принципах работы с парусами лучше разобраться перед тем, как выходить в море. Этот FAQ содержит ответы на самые базовые вопросы, а более подробную информацию вы найдете в книгах и в интернете. 

Какие книги порекомендуете?

  1. И. Дедакам, "Настройка парусов и такелажа".
  2. Е.П. Леонтьев, "Школа яхтенного капитана".
  3. Б. Бонд, "Справочник яхтсмена".

Как настроить паруса в зависимости от курса?

Базовый принцип довольно прост: чем острее курс, тем ближе к диаметральной плоскости должны стоять паруса. И наоборот, чем полнее вы идете, тем больше следует отклонять грот и тем «пузатее» должен быть стаксель.

Ну а дальше начинается множество нюансов.

Как найти идеальное положение парусов?

Считается, что паруса лучше всего работают на грани заполаскивания. Поэтому, чтобы найти оптимальное положение грота или стакселя, ложитесь на курс и начинайте потихонечку травить шкот. Как только вы увидите, что парус начал полоскать, немного подтяните шкот, так, чтобы полоскание прекратилось.

Если парус полощет – как говорят, он шлет шкиперу SMS. Это явный знак – нужно или изменить курс, или подтянуть шкоты.

Но помните, излишнее натяжение шкотов ни к чему хорошему не приводит. В лучшем случае, вы получите слишком большой крен, в худшем – порвете парус. Не переусердствуйте! Помните – на грани заполаскивания.

Яхту приводит, т.е. лодка постоянно пытается развернуться носом к ветру.

Вспоминаем учебник по яхтингу: грот – приводит, стаксель – уваливает. Если вас приводит (нос разворачивает к ветру), значит ветер оказывает чрезмерное давление на грот, которое не компенсируется давлением на стаксель.

Чтобы ослабить давление ветра на грот, нужно потравить гика-шкот, до заполаскивания паруса. Тогда баланс между гротом и стакселем придет в норму и приводящий момент исчезнет.

Яхту уваливает, т. е. лодка постоянно пытается развернуться носом по ветру.

Противоположная предыдущему случаю ситуация, но вызвана она неправильным балансом между стакселем и гротом. На этот раз, ветер оказывает чрезмерное давление на стаксель и недостаточное – на грот. Стаксель уводит нос лодки по ветру.

Чтобы устранить дисбаланс, следует потравить стаксель до момента заполаскивания, и тогда баланс придет в норму.

Баланс между стакселем и гротом также может быть нарушен, если вы взяли рифы или смотали часть паруса. Например, стаксель развернут на 80%, а грот – только на 50%. Тогда вас будет уваливать – чтобы сбалансировать лодку, размотайте или смотатейте часть паруса и добейтесь баланса между площадью грота и стакселя, в учетом с погодных условий.

Что делать, если яхту критически кренит, на порывах – разворачивает?

Критический крен можно быстро ликвидировать, резко сбросив гика-шкот или стаксель-шкот. Давление на паруса ослабнет, и яхта сразу же выровняется, вернется управление. Конечно при этом вы потеряете скорость, но в данном случае – safety first.

Если критичные крены и резкие приводы возникают постоянно, значит вы несете слишком много парусов для данного ветра. Нужно зарифить/смотать паруса. Лодка пойдет ровнее, и, вероятнее всего, даже не потеряет в скорости.

Большое усилие на штурвале, тяжело вращать штурвал.

Нужно взять рифы. Если штурвал крутится с большим усилием, значит лодка идет с чрезмерным большим креном и, как говорят, «лежит на руле». Нужно уменьшить площадь парусов, тогда крен придет в норму и усилие на штурвале уменьшится. При этом, несмотря на меньшую парусность, скорость лодки останется прежней.

Как правильно настроить стаксель на острый курс (бейдевинд)?

В яхтенной школе вас должны были учить управлять лодкой по «колдунчикам». Освежим в памяти простые правила:

  1. По колдунчикам можно ориентироваться только на острых курсах. На полных курсах колдунчики не работают.
  2. Если полощет наветренный колдунчик (который расположен с той стороны стакселя, откуда дует ветер) – значит надо увалиться, т.е. повернуть от ветра.
  3. Если полощет подветернный колдунчик – значит нужно привестись, т.е. повернуть на ветер.

Идеально, чтобы колдунчики стояли горизонтально. Это означает, что вы идете оптимальным курсом по отношению к ветру.

Как настроить паруса на сильный ветер?

В сильный ветер недостаточно просто уменьшить площадь паруса. Чтобы добиться хорошей курсовой устойчивости и не потерять скорость, рекомендуется:

  1. Максимально уплощить парус, до минимума свести размер пуза. В таком случае, парус будет ловить меньше ветра, соответственно яхта будет лучше справляться с порывами.
  2. Открыть заднюю шкаторину: в этом случае, парус не будет как мешок ловить ветер, а наоборот, ветер будет «сваливаться» с паруса.

Чтобы добиться этого, нужно:

  1. На гроте максимально набить оттяжку (при этом предварительно не забудьте потравить топинант).
  2. Если грот на закрутке, максимально набейте грота-шкот, так, чтобы парус стал плоским. Если парус растянут, можно попробовать подкрутить еще закрутку, и таким образом уменьгить пузо.
  3. Сдвинуть каретку в крайнее положение, набить гика-шкот.

На стакселе:

  1. Сдвинуть каретку стакселя назад (перед этим вам придется сбросить шкот – сдвинуть каретку с туго натянутым шкотом нереально).
  2. Набить стаксель шкот.