Как стать на якорь

Постановка яхты на якорь

Якорная стоянка – еще одна важная тема, которой, к сожалению, уделили очень мало внимания в яхтенной школе, где я учился. Мы даже ни разу не попробовали бросить якорь – все ограничилось тем, что инструктор "на пальцах" показал, как это нужно делать. В итоге, моя первая самостоятельная попытка стать на якорь закончилась нырянием... и хорошо, что вода была теплая :)

Подходит ли погода для якорной стоянки?

Итак, вы зашли в бухту и намереваетесь стать на якорь. Прежде всего, следует оценить погодные условия: если с моря на берег дует сильный навальный ветер – я бы искал другую, более защищенную бухту. Я бы не становился на якорь при сильной волне. Не лучшая идея становиться неподалеку от мест, где швартуются паромы или другие суда, которые создают высокую волну.

Глубины, подводные опасности

Окей, бухта защищена, погода спокойная. Исследуйте предполагаемое место якорной стоянки на малом ходу, изучите реальную глубину с помощью эхолота. Убедитесь, что в радиусе 20 метров от предполагаемой стоянки нет подводных камней, затонувших конструкций и т.п. 

Идеальная глубина, чтобы бросить якорь – 8-10 метров. При этом желательно, чтобы до мелководья оставалось достаточно места: в случае, если яхту сорвет с якоря, у вас должно быть время, чтобы успеть завести мотор и уйти от опасности. 

Помните, что яхта будет дрейфовать вокруг точки, где лежит якорь. Примите во внимание, что ночью направление ветра может измениться на противоположное. При выборе места стоянки предусмотрите возможность того, что яхту развернет на 180 градусов относительно текущего положения.

Якоря других лодок

Перед тем, как отдавать якорь, убедитесь, что вы не бросите его поверх якорей и цепей других лодок. Посмотрите, как они стоят, скорее всего, вы сможете догадаться, где лежат их якорные цепи.

Подготовка к отдаче якоря

Сообщите матросам о плане действий: где будет стоять яхту, какую длину якорной цепи планируется отдать, какое положение лодка займет после маневра. Команда должна понимать, что происходит в данный момент, и что будет происходить через минут. Договоритесь о жестах: например, палец вниз – отдавать якорь, палец вверх – поднимать, открытая ладонь – стоп.

Выбор длины якорной цепи

Замерьте глубину в точке, где вы собираетесь бросить якорь. Необходимо сбросить цепь длиной минимум 3 глубины, а лучше – больше. Например, на глубине 8 метров нужно отдать минимум 24 метра цепи, на глубине 10 метра – минимум 30 метров.

Обычно на чартерной яхте 50-60 метров цепи. Общая рекомендация – не жалейте цепь, чем больше вы сбросите, тем надежнее будет держать якорь.

Если ночью усилися ветер или поднялась волна – отдайте цепь по максимуму, но следите, чтобы яхту в результате не прижало слишком близко к мелководью.

Бросаем якорь

  1. Отправьте матроса к якорю, проинструктируйте его, как пользоваться лебедкой. Объясните, как отсчитать длину цепи по меткам (если такие имеются). 
  2. Второго матроса отправьте примерно в район грот-мачты. Он будет громко повторять ваши команды и ответы матроса, отдающего якорь. Иначе вы рискуете не слышать друг друга.
  3. Заведите двигатель.
  4. Поверните лодку против ветра и старайтесь держать нос строго против ветра. Если лодку развернет бортом к ветру до того момента, как вы надежно встанете на якорь, скорее всего попытку придется повторить.
  5. Скомандуйте матросу – отдать якорь. Пусть он просигнализирует вам, когда якорь ляжет на дно (или когда покажется первая метка цепи).
  6. Когда якорь лег на дно (а лучше - за 10 секунд до этого момента), дайте задний ход. Ваша задача – синхронизировав свои действия с матросом, сдавать назад и разложить цепь на дне так, чтобы она не упала кучей в одну точку.
  7. Продолжайте медленно двигаться назад, отдавая якорную цепь. Следите за тем, чтобы лодку не развернуло бортом к ветру. Держитесь строго против ветра!

Проверяем, взял ли якорь

То, что вы бросили якорь, еще не означает, что он вас держит. Нужно убедиться в том, что якорь "взял". Для этого, стоя против ветра, дайте малый назад, и постепенно увеличивайте обороты примерно до 2500 об/мин. Если яхта в какой-то момент уперлась и не идет назад, значит якорь ее держит. Если ползет – рекомендуем поднять якорь и повторить попытку.

Как следить, не сорвало ли лодку с якоря

Если яхта надежно стоит на якоре, ее все время будет разворачивать против ветра. Посмотрите, как стоят соседние лодки – если все они развернуты в одном направлении, а ваша лодка стоит перпендикулярно – это повод для беспокойства. Но не стоит сразу будить команду и бросаться к лебедке: дайте лодке минуту-другую. Но если лодка в течение нескольких минут не разворачивается против ветра – трубите тревогу.

Отметьте для себя визуальные ориентиры на земле: постройки, деревья, фонари и т.п.. Если вы заметите, что лодка значительно переместилась относительно ориентиров – готовьтесь бросить якорь заново.

Запишите текущую глубину. Если глубина значительно изменится – готовьтесь бросить якорь заново.

На чарт-плоттере есть функция Anchor alarm. Включите ее, предварительно выставив радиус, при превышении которого GPS начнет "пищать".

Якорные вахты

Помните: якорная стоянка – ненадежна по своей природе. Изменение ветра, волна, проходящие рядом суда могут сорвать яхту с якоря. ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо назначить вахтенных, которые будут следить за положением лодки, в том числе ночью. Проинструктируйте вахтенных – это ваша безопасность. Иначе утром можно проснуться на берегу.

Категорически не рекомендуется покидать яхту, которая стоит на якоре. Подобная беспечность может привести к самым печальным последствиям!